05.03.2021
Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад «Буратино»
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующий МКДОУ
Протокол №1
Сутаева Г.К. ___________
от
Рабочая программа воспитателя
средней группы (4-5 лет)
На 2020-2021 учебный год
Составитель программы:
Султанмагомедова Н.Х.
с.Новолакское 2020 г.
Содержание
I. Целевой раздел
Пояснительная записка ……………………………………………….…………3
1.1. Цели и задачи Программы…………………………………………………..3
1.2. Возрастные особенности детей 4-5 лет ……………………………………4
1.3. Планируемые результаты освоения программы……………….……....… 6
II. Содержательный раздел
Особенности образовательного процесса……………………………………..10
2.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»…..14
2.2. Образовательная область «Познавательное развитие»…………………..19
2.3. Образовательная область «Речевое развитие»……………..…………..…20
2.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»…...25
2.5. Образовательная область «Физическое развитие» ……………..…….......27
2.6. Взаимодействие детского сада с семьей……………………..……………28
III. Организационный раздел
3.1. Планирование образовательной деятельности……………...………….....31
3.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении……………………………………………………………………....32
3.3. Формы организации детских видов деятельности в ДОУ…….....……….33
3.4. Условия реализации Программы……………………..…………………....35
3.5. Мониторинг усвоения программы воспитанниками………...…………...36
IV. Список методической литературы………………………………………38
I. Целевой раздел.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа средней группы разработана
воспитателем МКДОУ детского сада «Буратино»
Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного
образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных
потребностей и запросов воспитанников. Кроме того учтены концептуальные
положения используемой в МБДОУ Основной общеобразовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.
С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа средней группы муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада в соответствии
с ФГОС является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор
цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации
воспитательно-образовательного процесса в МКДОУ. Она представляет собой модель
процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их
жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в
определенном возрастном периоде, обеспечивает разностороннее гармоничное
развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Настоящая образовательная программа разработана для
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада. «Буратино»
Общеобразовательная программа ДОУ обеспечивает
разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому,
социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Используются парциальные программы:
……………………………………….
Реализуемая программа строится на принципе
личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с
детьми.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
1. Международным законодательством:
Конвенция о правах ребенка.
2. Федеральными законами:
- Конституцией РФ;
- Федеральным законом от 24.07.1998 г. №124 – ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 29.12.2012. №273 – ФЗ Законом
РФ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Приказами, постановлениями, письмами и другими документами
федерального уровня:
- Приказом министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г.
№1155 г. Москва «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Приказом министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования.
- Письмо Минобрнауки России от 17.11.2011 г. №03-248
«О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
- Постановления Главного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020г. «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологического требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Региональными документами:
- ………………….
5. Основным нормативно-правовым документом МКДОУ
детского сада
-
Устав МКДОУ детского сада «Буратино» с.Новолакское.
Основная образовательная программа МКДОУ детского сада
«Буратино»
разработана на основе основной общеобразовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
Т.С.Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
1.1. Цели и задачи программы.
Цели программы – воспитание гармонично развитой и
социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; создание
благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических
и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями; подготовка к жизни в современном обществе, обучению в школе;
обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника в тесном сотрудничестве
с семьями воспитанников.
Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:
- сохранение
и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение эмоционального
благополучия каждого ребенка;
- формирование
осознанного отношения к своему здоровью, основ безопасной
жизнедеятельности;
- обеспечение
физического, личностного и интеллектуального развития, формирование
базисных основ личности;
- вариативность
использования образовательного материала, позволяющая развивать
индивидуальные способности каждого ребенка;
- создание
развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной
разнообразной деятельности детей;
- максимальное
использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в
целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- создание
в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем
воспитанникам, уважительное отношение к результатам детской деятельности;
- обеспечение
единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи.
1.2. Возрастные особенности детей 4 - 5 лет.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного
возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что
дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут
меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради
смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Развивается изобразительная деятельность. Рисунок
становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека
характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее
деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.
Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами,
наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать
5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а
также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными
изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация
движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают
равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей
становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую
похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и
из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы
предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры,
как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8
названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети
способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут
выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны
использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается
предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут
сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им
трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить
мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные
феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им
предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и
спросить: «Каких кружков больше — черных или белых, большинство ответят, что
белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ
будет таким же – больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие
его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно
придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку
оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он
способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное
условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение
звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно
имитируют голоса животных, интонацию выделяют речь тех или иных персонажей.
Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники
занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при
взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с
взрослыми становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно
выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим
становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в
процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у
него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны
взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к
их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет
собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются
избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим.
Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.
Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя
с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием
игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием
изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием;
совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения,
эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи,
познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием
потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости,
конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа
Я ребенка, его детализацией.
1.3. Планируемые результаты освоения программы.
Результаты освоения Программы формулируются в соответствии
с Федеральными государственными образовательными стандартами через раскрытие
динамики формирования целевых ориентиров воспитанников в каждый возрастной
период по всем направлениям развития детей.
Целевые ориентиры освоения программы:
● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность
в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен
выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает
способность к воплощению разнообразных замыслов;
● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру,
положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного
достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать
конфликты;
● ребёнок обладает развитым воображением, которое
реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии,
воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок
владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую
и учебную;
● творческие способности ребёнка также проявляются в
рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может
фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и
может выражать свои мысли и желания;
● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он
может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой
потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т.
п.;
● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах
деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое
дело.
Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы,
касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется
причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном,
природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной
культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка
складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных
решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Планируемые промежуточные результаты освоения
программы.
К пятилетнему возрасту при успешном освоении Программы
достигается следующий уровень развития ребенка по всем образовательным
областям:
Образовательная область «Социально-коммуникативное
развитие» .
- Объединяясь
в игре со сверстниками, может принимать на себя различные роли.
- Воспроизводит
ролевое поведение; соблюдает ролевое соподчинение (продавец-покупатель),
ведет ролевые диалоги.
- Меняет
роли в процессе игры.
- Подбирает
предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
- Проявляет
инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет.
- Проявляет
элементарные навыки самообслуживания.
- Самостоятельно
одевается, раздевается, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого
приводит ее в порядок.
- Самостоятельно
ест, пользуется ложкой, вилкой, ножом, салфеткой.
- Готовит
к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы.
- Выполняет
обязанности дежурного.
- Выполняет
индивидуальные и коллективные поручения, ответственно относится к
порученному заданию, стремится выполнять его хорошо.
- Соблюдает
элементарные правила поведения в детском саду.
- Соблюдает
элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные
правила дорожного движения (понимает значение сигналов светофора; узнает и
называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»;
различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход,
пешеходный переход «зебра» и пр.).
- Знает и
соблюдает элементарные правила поведения в природе, способы безопасного
взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей
природе.
Образовательная область «Познавательное развитие».
- Объединяет
предметы в группы по разным признакам (цвет, размер, назначение и т.п.).
- Считает
до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».
- Сравнивает
количество предметов в группах на основе
счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения
предметов двух групп (составления пар); определяет, каких предметов
больше, меньше, равное количество.
- Сравнивает
два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче,
одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
- Различает
и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, шар, куб);
знает их характерные отличия.
- Определяет
положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху — внизу,
впереди — сзади, слева – справа); двигается в нужном направлении то
сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).
- Определяет
части суток.
- Использует
строительные детали с учетом их конструктивных свойств.
- Преобразовывает
постройки в соответствии с заданием.
- Создает
постройки по заданной схеме, чертежу.
- Конструирует
по собственному замыслу.
- При
создании построек из строительного материала участвует в планировании
действий, договаривается, распределяет материал, согласовывает действия и
совместными усилиями достигает результата.
- Проявляет
умение считаться с интересами товарищей.
- Называет
большую часть предметов, которые окружают его в помещениях, на участке, на
улице; знает их назначение.
- Знает
название многих материалов, из которых изготовлены предметы (бумага,
металл, дерево и пр.).
- Использует
основные обобщающие слова (мебель, одежда, обувь и т.п.), классифицирует
предметы (транспорт воздушный, водный, наземный и т.п.) и группирует и
различает их по разным свойствам и признакам (все из дерева, сервиз чайный
и сервиз столовый и т.д.).
- Имеет
представление об общественном транспорте и о специальных видах транспорта
(«Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция», машина МЧС), объясняет их
назначение.
- Проявляет
интерес к истории предметов.
- Имеет
представления о некоторых погодных явлениях, определяет и называет
состояние погоды.
- Называет
времена года в правильной последовательности.
- Выделяет
сезонные изменения в живой и неживой природе.
- Имеет
элементарные представления о природном многообразии Земли.
- Имеет
представление о простейшей классификации растительного мира (деревья,
цветы, овощи, фрукты, ягоды); узнает и называет некоторые растения;
различает и называет основные части растений.
- Знает
некоторые съедобные и несъедобные грибы.
- Имеет
первичные представления о классификации животного мира (звери, птицы,
рыбы, земноводные, рептилии, насекомые), знает некоторых представителей
каждого класса.
- Имеет
некоторые представления о доисторических животных (динозаврах).
- Имеет
представления о многообразии домашних животных, что едят, как за ними
ухаживать, какую пользу они приносят человеку.
- Умеет
группировать представителей растительного и животного мира по различным
признакам (дикие – домашние животные, садовые – лесные растения и пр.)
- Имеет
представления о наиболее распространенных профессиях из ближайшего
окружения (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер и т.д.), о том, что
они делают, какие используют инструменты (орудия труда и результаты
труда).
- Имеет
представления о некоторых творческих (художник, композитор, писатель,
поэт, артист) и об основных военных профессиях (солдат, летчик, моряк и
др.).
Образовательная область «Речевое развитие» .
- При
общении с взрослым выходит за пределы конкретной ситуации, хотя речь при
взаимодействии со сверстниками носит преимущественно ситуативный характер.
- Активно
сопровождает речью игровые и бытовые действия.
- Понимает
и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии
со знакомыми словами (сахарница — сухарница).
- Понимает
и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние
(сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические
характеристики (нарядный, красивый).
- Умеет
выделять первый звук в слове.
- Рассказывает
о содержании сюжетной картины, описывает предмет, составляет рассказ по
картинке.
- Проявляет
интерес к чтению книг, рассматриванию иллюстрированных изданий детских
книг, проявляет эмоциональный отклик на переживания персонажей сказок и
историй.
- Называет
любимую сказку, рассказ.
- Может
прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.
- Инсценирует
с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок), пересказывает
наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки.
- Самостоятельно
придумывает небольшую сказку на заданную тему.
Образовательная область «Художественно - творческое
развитие».
- Проявляет
эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства,
красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения,
животные), испытывает чувство радости; пытается в рисовании, лепке,
аппликации изображать простые предметы и явления, передавать их образную
выразительность.
- Проявляет
интерес к творческим профессиям (художник, писатель, композитор и пр.).
- Различает
основные жанры и виды искусств.
- Имеет
первичные представления об архитектуре как об одном из видов искусства.
- Проявляет
устойчивый интерес к различным видам детской художественно-эстетической
деятельности: конструированию, изобразительной и музыкальной деятельности.
- Проявляет
интерес к посещению выставок, спектаклей и т.п.
- Изображает
предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного
закрашивания, использования разных материалов.
- Передает
несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.
- Выделяет
выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает
силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
- Создает
образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную
композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки.
- Правильно
держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник);
вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и
закруглять углы.
- Сгибает
прямоугольный лист бумаги пополам.
- Аккуратно
наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей;
составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.
- Узнает
хорошо знакомые песни по мелодии.
- Различает
звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).
- Может
петь протяжно, четко произносить слова; начинать и заканчивать пение вместе с другими детьми.
- Выполняет
движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в
соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
- Умеет
выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по
кругу, кружение по одному и в парах.
- Может
выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
- Умеет
играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
- Адекватно
воспринимает в театре (кукольном, драматическом) художественный образ.
- В
самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской,
драматизации), принимает на себя роль, используя художественные
выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит.
- В
театрализованных играх интонационно выделяет речь тех или иных персонажей.
- Эмоционально
откликается на переживания персонажей кукольных спектаклей.
- Имеет
элементарные представления о театральных профессиях.
Образовательная область «Физическое развитие».
- Соблюдает
элементарные правила гигиены (по мере необходимости моет руки с мылом,
пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле).
- Соблюдает
элементарные правила поведения во время еды, умывания.
- Соблюдает
элементарные правила приема пищи (правильно пользуется левыми приборами,
салфеткой, поласкает рот после еды).
- Имеет
представления о понятиях «здоровье» и «болезнь».
- Имеет
элементарные представления о некоторых составляющих здорового образа
жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения
правил гигиены.
- Имеет
представления о пользе утренней зарядки, физических упражнений.
- Принимает
правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными
способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз
подряд.
- Может
ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м.
- Умеет
строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
- Может
скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м).
- Умеет
ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние 500 м, выполнять поворот
переступанием, подниматься на горку.
- Ориентируется
в пространстве, находит левую и правую стороны.
- Выполняет
упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность
движений.
- Проявляет
выраженный интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.
- Пользуется
физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).
II. Содержательный раздел.
Содержание
воспитательно-образовательного процесса в МКДОУ выстроено в соответствии с инновационной
программой дошкольного образования «От
рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой,
2020.
Особенности образовательного процесса.
При организации
образовательного процесса
учитывается принцип
интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое
развитие, физическое развитие) в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
В основу организации образовательного процесса
определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной
деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Комплексно-тематическое планирование
Тема |
Период |
Содержание работы |
День знаний |
2.09-4.09 |
Развивать у детей
познавательную мотивацию, интерес к школе, книге. Формировать дружеские,
доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить детей с детским
садом как ближайшим социальным окружением ребенка. Уточнить и обогатить
представления детей о профессиях людей, работающих в детском саду. |
Осень ранняя пришла – мы
ее встречаем |
7.09-11.09 |
Расширять представления
детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между
явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, отцвели
цветы и т. д.), вести сезонные наблюдения. Расширять представления о сельскохозяйственных
профессиях. Расширять представления о правилах безопасного поведения на
природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические
представления |
Дары осени |
14.09-18.09 |
Расширять знания об
овощах, фруктах и грибах (внешний вид, вкус), учить определять овощи на
ощупь, закрепить знание название овощей, уточнить представление о пользе
овощей и фруктов для здоровья. |
Какого цвета осень? |
21.09-25.09 |
Расширять представлений детей
об осени (изменения в природе, одежде людей, праздниках). Формировать
обобщенные представления о приспособленности растений и животных к изменениям
в природе, явлениях природы. Формировать умения всматриваться, любоваться,
радоваться красоте осенней природы. |
Я расту здоровым |
28.09-2.10 |
Расширять представления
детей о здоровье и ЗОЖ. Воспитывать стремление вести ЗОЖ. Формировать
положительную самооценку. Продолжить знакомства с частями тела и органами
чувств человека. Воспитывать потребности в соблюдении режима питания,
употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Расширять
представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур,
закаливания. Развивать творческие способности детей. |
Я и моя семья |
5.10-9.10 |
Расширять представления
детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных
отношениях в семье
(сын, дочь, мама, папа и т. д.). Закреплять знание детьми своего имени,
фамилии и возраста; имен родителей. Показать детям, что у каждого человека
свой круг близких людей, обсудить понятие близкий человек. |
Познаем себя |
12.10-16.10 |
Расширять представления о
здоровье и здоровом образе жизни. Познакомить с основными частями тела,
повести детей к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле.
Формировать положительную самооценку, образ Я (помогать каждому ребенку как
можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят). Развивать
представления детей о своем внешнем облике. |
Профессии моих родителей |
19.10-23.10 |
Познакомить детей с
несколькими видами профессий; Показать значение трудовой деятельности в жизни
человека. Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных
профессий |
Наш детский сад |
26.10-30.10 |
Продолжать знакомить с
детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка. Расширять
представления о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник
воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник, повар и др.) |
Моя малая родина |
2.11-6.11 |
Воспитывать у детей
патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою
малую родину. Знакомить с родным городом. Формировать начальные
представления о родном крае, его истории и культуре. Расширять и закреплять
представления детей о понятии «улица», формировать понятие «город». |
Моя страна |
9.11-13.11 |
Формировать начальных
представлений о родном крае, стране, ее истории и культуре |
Главный город России -
Москва |
16.11-20.11 |
Формировать представление
о Москве - главном городе, столице России. Расширять кругозор, обогащать
знания о достопримечательностях Москвы |
Уж осень проходит, спешит
к нам зима |
23.11-27.11 |
Расширять представления о
характерных признаках времен года: осени и зимы. Продолжать формирование
экологических знаний и представлений; закреплять знания детей о диких
животных; расширять представления об образе жизни лесных зверей осенью, о
том, как дикие животные готовятся к зиме; воспитывать любознательность,
любовь к природе и диким животным, умение заботиться о ней и ее обитателях. |
Зимние забавы |
30.11-4.12 |
Закреплять представления
детей о зимних погодных условиях, о свойствах снега и сезонных явлениях. Расширять представления
детей о зимних забавах. Расширять представления о безопасном поведении людей
зимой. |
Зимовье зверей |
7.12-11.12 |
Расширять представления
детей о диких животных наших лесов, их внешнем виде, строении туловища,
повадках, об окраске шерсти некоторых животных зимой, приспособлении к среде
обитания и сезонным изменениям. |
Скоро, скоро Новый год! |
14.12-18.12 |
Продолжать формировать
представления о новогоднем празднике. Вызвать у детей радостные эмоции и
чувства, связанные с предстоящим праздником. |
Наступает Новый год! |
21.12-31.12 |
Знакомить с традициями
празднования Нового года в России и других странах. Дать понятие «народная
традиция», познакомить с правилами безопасности в новогодние праздники.
Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его
проведении, воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной
предпраздничной деятельности, закладывать основы праздничной культуры.
Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки,
сделанные своими руками. |
Проказы матушки Зимы |
11.01-15.01 |
Расширять представления
детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями
живой и неживой природы. Показать зависимость живой и неживой природы.
Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы.
Формировать представления о безопасном поведении людей зимой. Формировать
исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой
и льдом, Закреплять знания о свойствах снега и льда. |
Как зимуют птицы |
18.01-22.01 |
Расширять представления
детей о птицах родного края, об их образе жизни и поведении; воспитывать бережное
отношение к пернатым друзьям. |
Зимний спорт |
25.01-29.01 |
Продолжить знакомство
детей с зимними видами спорта, формировать представления о безопасном
поведении зимой. Пополнить и активизировать словарь на основе углубления
знаний о зимних видах спорта, олимпиаде. Воспитывать интерес и желание
заниматься спортом. |
Профессия «военный» |
1.02-5.02 |
Знакомить детей с
«военными" профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с
военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России. Воспитывать
любовь к Родине. Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков
стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в
девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины). |
Герои-богатыри |
8.02-12.02 |
Развивать национального чувство
патриотизма посредством и легенд
дагестанского народа. |
Наша армия |
15.01-19.01 |
Формировать первичные
представления о Российской армии, о мужчинах, как защитниках Родины, всех
слабых людей (детей, женщин, стариков, больных). Воспитывать уважение к
защитникам Отечества |
Мамин праздник |
22.02-26.02 |
Развивать представление о
празднике 8 марта; воспитывать у детей доброе и заботливое отношение к своей
маме, бабушке: желание помогать им, радовать их своими добрыми поступками и
делами. |
Вот и закончилась зима,
весна спешит к нам в гости |
1.03-5.03 |
Познакомить с признаками
весны, формировать умение устанавливать простейшие взаимосвязи между
явлениями живой и неживой природы. Формировать интерес к окружающему,
творческим играм. |
Традиции и обычаи народов Дагестана |
9.03-12.03 |
Формировать у детей
представление о традициях и обычаях дагестанского народа. Приобщать детей к
народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников. Воспитывать
любовь и гордость за свой народ. Обогащать словарный запас за счет русских слов.
Воспитывать уважение к дагестанской культуре. |
Народные игрушки |
15.03-19.03 |
Продолжать знакомить с
устным народным творчеством. Расширять представления о народной игрушке (дымковская
игрушка, матрешка, балхарская игрушка и др.). 3накомить с народными
промыслами. |
Люблю свой край родной |
22.03-26.03 |
Формировать гражданскую
принадлежность и патриотические чувства в процессе расширения кругозора детей
о родном городе, родном крае. |
Транспорт |
29.03-2.04 |
Знакомить детей с
различными видами транспорта (наземный, воздушный, водный); познакомить с
социально важными видами транспорта (скорая помощь, полиция, пожарная
машина); способствовать формированию умения сравнивать, обобщать,
называть различные виды транспорта, части из
которых состоят машины. Закрепить знания детей о безопасном поведении в
общественном транспорте. Воспитывать уважение к людям, которые работают на
транспорте. Развивать умения детей в продуктивной и других видах детской
деятельности. |
Полюбуйся: весна наступила |
5.04-9.04 |
Расширять представления
детей о весне. Познакомить детей с основными приметами весны, нацелить детей
на последующие наблюдения за природой, показать влияние весенних изменений в
природе на жизнь и деятельность людей.
Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой
и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Дать представления о жизни
растений. Расширять представления о
правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношения к
природе. |
Увидел скворца – весна у
крыльца |
12.04-16.04 |
Формировать у детей
представление об особенностях жизни перелётных птиц, развивать познавательный
интерес к родной природе |
Весенний сад и огород |
19.04-23.04 |
Формировать элементарные
экологические представления. Формировать представления о работах, проводимых
весной в саду и на огороде. Формировать у детей интерес к растительному миру,
дать представление о строении растения, вызвать желание заботиться о
комнатных растениях. Привлекать детей к посильному труду на участке детского
сада, в цветнике |
Герои великой войны |
26.04-30.04 |
Осуществлять
патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать
представления о празднике, посвященному Дню Победы. Воспитывать уважение к
ветеранам войны. Расширять знания о военных профессиях. |
Профессия - военный |
4.05-7.05 |
|
Летние виды спорта |
11.05-14.05 |
Систематизировать знания
детей о летних видах спорта. Формировать у детей знания и представления о
себе, своем здоровье и физической культуре, способах укрепления и сохранения
здоровья; формировать основы безопасного поведения в повседневной жизни;
напомнить о значении зарядки для физического и эмоционального развития;
способствовать приобретению детьми навыков здорового образа жизни. |
Дикие и домашние животные |
17.05-21.05 |
Обобщить знания
о домашних и диких животных, познакомить с местами их обитания.
Формировать умение узнавать и называть на картинках диких и домашних животных
и их детенышей. Знакомить с их повадками. |
Здравствуй, лето |
24.05-28.05 |
Закреплять и расширять
представления детей о лете. Развивать умение устанавливать простейшие связи
между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.
Формировать представления о безопасном поведении в лесу. |
2.1. Образовательная область «Социально –
коммуникативное развитие»
Содержание образовательной
работы по социально–коммуникативное развитию предполагает:
·
формирование первичных ценностных представлений (образ
Я, нравственное воспитание, патриотическое воспитание),
·
развитие коммуникативных способностей (развитие
общения, готовности к сотрудничеству; формирование детско-взрослого сообщества),
·
развитие регуляторных способностей (освоение
общепринятых правил и норм; развитие целенаправленности, саморегуляции),
·
формирование социальных представлений, умений и
навыков (развитие игровой деятельности, навыков самообслуживания, приобщение к
труду, формирование основ безопасности).
Месяц |
Сюжетно-ролевые
игры |
Приобщение к элементарным
общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми |
Формирование гендерной, семейной, гражданской
принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому
сообществу |
Воспитание ценностного отношения к собственному
труду и труду других людей, его результатам |
Самообслуживание Приобщение к труду |
Формирование основ безопасности |
Сентябрь |
«Больница» «К нам приехали туристы» «Семья» (сюжет «Идем в гости») «Парикмахерская» «Магазин» «Строители» «Столовая» «Тренировка спортсменов» |
«Расскажи друзьям о своей
любимой книге» «Предложи сверстникам новую игру» |
Беседа «Все о детском саде» Рассказ воспитателя о заповедниках края Рассказ воспитателя о Празднике урожая |
Воспитывать у детей положительное отношение к труду,
желание трудиться. |
Совершенствовать умение самостоятельно одеваться,
раздеваться, аккуратно складывать одежду и с помощью взрослого приводить её в
порядок - просушивать. Воспитывать у детей стремление быть всегда
аккуратным, опрятным. |
«Огонь - друг или враг» «О чём говорит светофор» |
Октябрь |
«Семья» «Больница» «На
поезде» «Детский
сад» |
Упражнение «Вежливые слова» «Постарайся успокоить сверстника» «Мы дружные ребята» «Мы играем» |
Беседа «Моя семья» Рассматривание иллюстраций на тему «Семья» Оформление выставки «Что умеет моя мама» Беседа «Мы мальчики и девочки» Рассказы детей «Профессия моей мамы (папы)» «Наш любимый детский сад» Виртуальная экскурсия «Мой родной город» |
Формировать умение выполнять индивидуальные и
коллективные поручения |
Формирование умения самостоятельно готовить свое
рабочее место и убирать его после окончания занятий. |
«Почему зайка подавился» |
Ноябрь |
«Экскурсия
по городу в автобусе» «В
библиотеке» «Парикмахерская»,
«Салон красоты» «Больница» «Шоферы»,
«Автобус» «Почта» «Семья» «Магазин» |
«В гостях у лисички» Упражнение «Как попросить о помощи» «Мы угощаем зайчика» Этюд «Скажи хорошее о друге» |
Слушание песен о родном городе Беседа «Мой дом, мой город» Рассказ воспитателя о Москве |
Формировать умение договариваться с помощью
воспитателя, о распределении коллективной работы, Заботиться о своевременном
завершении совместного задания. |
Формирование умения самостоятельно поддерживать
порядок в групповой комнате и на участке детского сада. |
«Вышел котик погулять» (незнакомец на улице) «Петька - забияка» «Везунчик» (о правилах поведения на игровой
площадке) |
Декабрь |
«Почта» «Строители» «Магазин» «Больница» «Шоферы» «Семья» |
Этюд «Я так устал» Беседа «Для чего нужны друзья» Рассматривание картин из серии «Хорошие поступки» Этюд «Зайка замерз» Игра «Комплименты» |
Рассматривание картины «Труд на селе зимой» Рассматривание альбома «Русская народная одежда» Рассказ воспитателя о праздновании Нового года в
России Рассматривание на фото здания театра в городе |
Формировать начала ответственного отношения к
порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление
сделать его хорошо). |
В весенний и осенний периоды приучать детей вместе с
воспитателем убирать на участке мусор, а в зимний период расчищать снег. |
"Язык лучше кулаков". |
Январь |
«Больница» «Магазин» «В автобусе» «Детский сад» «Спортивная школа» «Семья» |
«Домик для зайчика» «Поможем другу нарисовать картинку» |
Беседа «Рождество - светлый праздник» Беседа «Олимпиада» Д/и «Кто что носит?» |
|
Формировать стремление помогать воспитателю
приводить в порядок используемое трудовой деятельности оборудование. |
Беседа о безопасном поведении на улице на морозе «Осторожно! Незнакомец» |
Февраль |
«Летчики» «Военный врач» «Почта» «Детский сад» «Семья» «Моряки» «Бабушка приехала в гости» |
Беседа «Какое доброе дело я сделал?» Беседа «Что ты чувствуешь» Игра - инсценировка «Добрый вечер, мамочка» |
Рассказ воспитателя о празднике «День защитника
Отечества» Рассматривание картины «Наша армия» Рассказ воспитателя о Международном женском дне |
Разъяснять детям значимость их труда. |
Приобщение детей к работе по выращиванию зелени для
корма птицам в зимнее время, к подкормке зимующих птиц. |
«Опасность в доме» «Как вести себя в помещении детского сада» |
Март |
«Больница» «Магазин» «Детский сад» «Моряки» «Строители» «Почта» «На праздничной ярмарке» «Семья» |
Беседа на тему «Умей в
гости звать, умей и угощать» Д/и «Добрые слова» Игра «Комплимент» |
Навруз байрам Беседа «Быт и традиции
дагестанского народа» Рассматривание книги «Россия - наша Родина» Просмотр презентации «Красота родного края» |
Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам,
взрослым. |
Закреплять умение самостоятельно убирать на место
игрушки, строительный материал. |
«Приключения Зажигалки» «Всем ребятам нужно знать, как по улице шагать» |
Апрель |
«Улица» «У врача» «На самолете» «Детский сад» «Шоферы» «Семья» «Строители» «Парикмахерская» |
Упражнение «Давай прощаться» Беседа «Как можно помочь нашей няне» Этюд «Дружба начинается с улыбки» Беседа «Не перебивай» Коррекционно-развивающая игра «Волшебные заросли» |
Упражнение «Мальчики и девочки» Беседа «Я и моя семья» |
|
Формирование умения самостоятельно выполнять обязанности
дежурных по столовой. |
«Будь осторожней на улице!» |
Май |
«Пограничники» «Шоферы» «Военные учения» «Почта» «Моряки» «Семья» «Магазин» «Больница» |
Обыгрывание игровой ситуации: «К нам в группу пришел
гость» |
День Победы |
Приучать детей аккуратно выполнять поручения, беречь
материалы и предметы, убирать их на место после работы. |
Продолжать закреплять умения детей - поливать цветы,
кормить рыб. Привлекать детей к подкормке зимующих птиц. |
«Веселая прогулка» «О пользе и вреде солнечных лучиков» |
2.2 Образовательная область «Познавательное развитие»
Содержание образовательной
работы по познавательному развитию предполагает:
- развитие
познавательно-исследовательской деятельности (сенсорное развитие; развитие
познавательных действий; дидактические игры)
- формирование
элементарных математических представлений (количество, счет; величина;
форма; ориентировка в пространстве; ориентировка во времени)
- конструктивно-модельная
деятельность
- ознакомление
с окружающим миром (предметное окружение, природное окружение,
ознакомление с социальным миром)
Месяц |
ФЭМП |
Ознакомление с окружающим |
Конструирование |
Сентябрь |
1. Мониторинг 2. Занятие
1 3. Занятие
2 4. Занятие
3 5. Занятие
4 |
1. Детский
сад наш так хорош – лучше сада не найдешь 2. Что нам
осень принесла? 3. У
медведя во бору грибы, ягоды беру… 4. Петрушка
– физкультурник |
1. «Домики» 2. «Домики»
(повторение) 3. «Заборчики» 4. «Заборчики»
(повторение) 5. «Заборчики»
(повторение). |
Октябрь |
1. Занятие
5 2. Занятие
6 3. Занятие
7 4. Занятие
8 |
1. Моя
семья 2. Мои
друзья 3. Замечательный
врач 4. Детский
сад |
1. «Ворота» 2. «Ворота»
(повторение) 3. «Сарайчики
и Гаражи» 4. «Сарайчики
и Гаражи» (повторение) |
Ноябрь |
1. Занятие
9 2. Занятие
10 3. Занятие
11 4. Занятие
12 |
1. Что
такое улица (целевая прогулка) 2. Мой
город (поселок) 3.
Расскажи о любимых предметах 4. Скоро зима 5. Воздушный
шарик |
1. «Гараж
для своей машины» 2. «Гараж
для своей машины» (повторение) 3. «Сарай для
различных по величине животных» 4. «Сарай для
различных по величине животных» (повторение) 5. «Сарай для различных по величине животных»
(повторение) |
Декабрь |
1. Занятие
13 2. Занятие
14 3. Занятие
15 4.
Повторение 5.
Повторение |
1. На чем
полетят человечки? 2. В мире
стекла 3. В мире
пластмассы 4. Петрушка
идет рисовать |
1. «Трамвай» 2. «Трамвай»
(повторение) 3. «Грузовые
автомобили» 4. «Грузовые
автомобили» (повторение) |
Январь |
1. Занятие
16 2. Занятие
17 3. Занятие
18 |
1. Почему
растаяла Снегурочка? 2. Стайка
снегирей на ветках рябины 3. Сравнение стекла и пластмассы |
1. Конструирование
по замыслу 2.
«Пригласительный билет» 3. «Мосты» 4. «Мосты»
(повторение) |
Февраль |
1. Занятие
19 2. Занятие
20 3. Занятие
21 |
1. Сравнение
металла и стекла 2. Посадка
лука 3. Наша
армия 4. Путешествие
в прошлое бумаги |
1.
«Записная книжка в подарок папе» 2. «Корабли» 3. «Корабли»
(повторение) |
Март |
1. Занятие
22 2. Занятие
23 3. Занятие
24 4. Занятие
25 5. Занятие
26 |
1. Дерево умеет плавать 2. В мире
материалов 3. Найди
место для предмета 4. Путешествие
в прошлое кресла |
1. «Мост
через реку» 2. «Мост
через реку» (повторение) 3. «Будка
для собаки» 4. Закрепление 5. «Вагон
из бумаги» |
Апрель |
1. Занятие
27 2. Занятие
28 3. Занятие
29 4. Занятие
30 |
1. В гости
к хозяйке луга 2.
Путешествие в прошлое стула 3. Мир
комнатных растений 4. Путешествие в прошлое одежды |
1. Конструирование
по замыслу 2.
«Двухэтажный дом из бумаги» 3.
«Постройки из песка» 4. Конструирование
по замыслу |
Май |
1. Занятие
31 2.
Закрепление 3.
Закрепление 4.
Закрепление |
1. Мастерская
по ремонту 2. Экологическая
тропа весной |
1. Конструирование
по замыслу 2. Конструирование
по замыслу 3. Конструирование
по замыслу 4. Конструирование
по замыслу |
2.3 Образовательная область «Речевое развитие»
Содержание образовательной
работы по речевому развитию предполагает:
- развитие
речи (развивающая речевая среда, формирование словаря, звуковая культура
речи, грамматический строй речи, связная речь),
- приобщение
к художественной литературе.
Развитие речи
Месяц |
Тема |
Сентябрь |
1. Беседа с
детьми на тему «Надо ли учиться говорить?» 2. Звуковая культура речи: звуки С, СЬ. 3. Обучение рассказыванию: «Наша
неваляшка». 4. Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». |
Октябрь |
1. Чтение сказки К. Чуковского «Телефон». 2. Звуковая культура речи: звуки З, ЗЬ. 3. Заучивание русской народной песенки
«Тень-тень-потетень». 4. Чтение стихотворений об осени. Составление
рассказов-описаний игрушек. 5. Чтение сказки «Три поросенка». |
Ноябрь |
1. Звуковая культура речи: звук Ц. 2. Рассказывание по картине «Собака со щенками».
Чтение стихотворений об осени. 3. Составление рассказа об игрушке. 4. Повторение. |
Декабрь |
1. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка
и волк». 2. Чтение и заучивание стихотворений о зиме. 3. Обучение
рассказыванию по картине «Вот это снеговик!». 4. Звуковая
культура речи: звук Ш. |
Январь |
1. Чтение русской народной сказки «Зимовье». 2. Звуковая культура речи: звук Ж. 3. Обучение
рассказыванию по картине. |
Февраль |
1. Чтение любимых стихотворений. Заучивание
стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать». 2. Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение
сказки «Федорино горе». 3. Звуковая культура речи: звук Ч. 4. Урок вежливости. |
Март |
1. Готовимся встречать весну и Международный женский
день. 2. Составление рассказов по картине «На поляне». 3. Звуковая культура речи: звуки Щ-Ч. 4. Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко». |
Апрель |
1. Составление рассказов по картине «Одуванчики». 2. Чтение сказок Д. Мамина-Сибиряка. 3. Звуковая культура речи: звуки Л, ЛЬ. 4. Обучение рассказыванию. 5. Заучивание
стихотворений. |
Май |
1. День Победы. 2. Звуковая культура речи: звуки Р, РЬ. 3. Прощаемся с подготовишками. 4. Литературный калейдоскоп. |
Приобщение к художественной литературе
- воспитание
интереса и любви к чтению;
- развитие
литературной речи;
- воспитание
желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием
действия
2.4 Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Содержание образовательной
работы по художественно-эстетическому развитию включает в себя:
- приобщение
к искусству,
- изобразительная
деятельность (рисование, лепка, аппликация, прикладное искусство, народное
декоративно-прикладное искусство)
- музыкальная
деятельность (слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические
движения, развитие танцевально-игрового творчества, игра на детских
музыкальных инструментах)
- театрализованные
игры
Месяц |
Рисование |
Лепка |
Аппликация |
Сентябрь |
1. Нарисуй
картинку про лето 2. Красивые цветы 3. На яблоне поспели яблоки 4. Золотая осень |
1. Яблоки и ягоды 2. Большие и маленькие морковки |
1. Красивые флажки 2. Аппликация
по замыслу 3. Укрась салфеточку |
Октябрь |
1. Цветные шары 2. Украшение фартука (декоративное рисование) 3. Сказочное дерево 4. Яички простые и золотые 5. По замыслу |
1. Угощение
для кукол 2. Рыбка |
1. Украшение платочка 2. Лодки плывут по реке |
Ноябрь |
1. Укрась юбку дымковской барышни 2. Маленький гномик 3. Рыбки плавают в аквариуме 4. Украшение свитера |
1. Сливы и лимоны 2. Уточка (по мотивам дымковской игрушки) |
1. Большой дом 2. Корзина грибов (коллективная композиция) |
Декабрь |
1. Снегурочка 2. Кто в каком домике живет. (У кого какой домик) 3. Новогодние поздравительные открытки 4. Наша нарядная елка |
1. Девочка в длинной шубке 2. Утка с утятами (коллективная композиция) 3. Хоровод |
1. Вырежи и наклей какую хочешь постройку 2. Бусы на елку |
Январь |
1. Маленькой елочке холодно зимой. 2. Развесистое дерево 3. Как мы играли в подвижную игру “Бездомный заяц” |
1. Птичка. |
1. В магазин привезли красивые пирамидки 2. Автобус |
Февраль |
1. Украсим полоску флажками 2. Девочка пляшет 3. Красивая птичка 4. Нарисуй какую хочешь игрушку |
1. Птички прилетели к кормушку и клюют зернышки
(коллективная композиция) 2. Мы слепим снеговиков |
1. Летящие самолеты (коллективная композиция) 2. Подарок маме и бабушке |
Март |
1. Расцвели
красивые цветы 2. Украсим кукле платьице 3. Украшение платочка (по мотивам дымковской
игрушки) 4. Козлятки на лугу |
1. Мисочка 2. Зайчики на полянке |
1. Красивый букет в подарок (коллективная работа) 2. Вырежи и наклей, что бывает круглое и овальное 3. Декоративная аппликация на квадрате |
Апрель |
1. Самолеты летят сквозь облака 2. Мое любимое солнышко 3. Моя любимая кукла 4. Нарисуй картинку про весну 5. Дом, в котором ты живешь |
1. Мисочки для трех медведей 2. Барашек (по мотивам филимоновской игрушки) |
1. Загадки 2. Вырежи и наклей что захочешь |
Май |
1. Празднично украшенный дом 2. Сказочный домик-теремок 3. Разрисовывание перьев для хвоста сказочной птицы 4. Рисование по замыслу |
1. Птичка клюет зернышки 2. Как мы играли в подвижную игру “Прилет птиц” |
1. Красная шапочка 2. Волшебный сад (коллективная работа) |
2.5. Образовательная область «Физическое развитие».
Содержание образовательной работы по
художественно-эстетическому развитию включает в себя:
·
формирование начальных представлений о здоровом образе
жизни (становление ценностей ЗОЖ, воспитание культурно-гигиенических навыков)
·
физическую культуру (физкультурные занятия и
упражнения, спортивные и подвижные игры)
Месяц |
Сохранение и укрепление физического и психического
здоровья |
Воспитание культурно-гигиенических навыков |
Формирование представлений о здоровом образе жизни |
Сентябрь |
Продолжение работы по укреплению здоровья детей,
закаливанию организма и совершенствованию его функций. |
Воспитание опрятности привычки следить за своим
внешним видом. |
Продолжение знакомства детей с частями тела и
органами чувств человека. |
Октябрь |
Проведение под руководством медицинских работников комплекса
закаливающих процедур. |
Формировать привычки самостоятельно умываться, мыть
руки с мылом перед едой, после пользования туалетом. |
Формирование представлений о значении частей тела и
органов чувств для жизни и здоровья человека. |
Ноябрь |
Формировать представления о пользе овощей и фруктов. |
Формировать начальные представления о здоровье и о
здоровом образе жизни. |
Воспитание потребности в соблюдении режима питания. |
Декабрь |
Формировать умение одеваться по сезону на улицу и в
помещении в определенной последовательности. |
Закреплять умение аккуратно пользоваться расческой,
носовым платком |
Формировать представления об употреблении в пищу
овощей и фруктов и других полезных продуктов. |
Январь |
Обеспечить пребывание детей на воздухе в
соответствии с режимом дня. |
Закреплять умение при чихании отворачиваться,
прикрывать нос и рот. |
Расширение представлений о важности для здоровья
сна, гигиенических процедур движений, закаливание. |
Февраль |
Организация и проведение различных подвижных игр
(зимой: катание на санках, игры в снежки, в теплый период: игры с мячом, с
песком, водой) |
Учить пользоваться только своими предметами личной гигиены. |
Знакомство детей с понятиями «Здоровье и болезнь». |
Март |
Ежедневно проводить утреннюю гимнастику, (6-8 минут)
во время занятий проводить физкультминутки (1-3 минуты). |
Совершенствование навыков аккуратного приема пищи. |
Формировать умение оказывать себе элементарную
помощь при ушибах обращаться за помощью ко взрослым при заболевании. |
Апрель |
Создание эмоционального благополучного климата в
группе. |
Закреплять умение аккуратно пользоваться столовыми
приборами. |
Формирование представлений о здоровом образе жизни о
значении физических упражнений для организма человека. |
Май |
Закаливающие процедуры с использованием природных
факторов (солнце, воздух и вода) |
Воспитание культуры поведения за столом. |
Знакомство с физическими упражнениями на укрепление
различных органов и систем организма. |
2.6. Взаимодействие детского сада с семьей
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей –
создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и
взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное
развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области
воспитания.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- педагогические беседы, консультации для
родителей (индивидуальные и групповые);
- дни открытых дверей;
- оформление информационных стендов;
- организация выставок детского творчества,
фотовыставки в группе;
- составление банка данных о семьях воспитанников;
- создание и поддержка традиций проведения совместно с
родителями праздников, мероприятий и досугов;
- оформление памяток.
План работы с родителями.
Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание
единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
Месяц |
Форма
проведения |
Содержание |
Сентябрь
|
Папки-передвижки Наглядная
информация |
Возрастные
характеристики детей 4-5 лет |
Встречаем
осень с малышом |
||
Консультации |
Какие сказки читать ребенку на ночь |
|
Иммунитет укрепляем |
||
Как
научить ребенка правильно держать карандаш? |
||
Как
приучить ребенка есть овощи и фрукты |
||
Беседа
|
Драчун и забияка |
|
Памятки,
буклеты |
Спортивная
форма на занятиях физической культурой |
|
Фотовыставка |
Незабываемые дни лета |
|
Родительское
собрание |
Задачи воспитания и обучения на учебный год |
|
Конкурс
поделок из овощей, фруктов, семян |
Дары осени |
|
Октябрь
|
Папки-передвижки Наглядная
информация |
Дидактические игры, развивающие восприятие формы |
Как взрослые портят детям игру |
||
Брат
или враг? |
||
Консультации |
Если у вас застенчивый
ребенок |
|
Личная гигиена детей |
||
Одежда для прогулок осенью |
||
Как провести выходные с ребёнком |
||
Беседы |
Значение режима дня в
жизни ребенка |
|
Ребенок не хочет в
детский сад |
||
Памятки, буклеты |
Искусство наказывать и
прощать |
|
Ноябрь
|
Папки-передвижки Наглядная
информация |
Наша
родина Россия |
День народного единства |
||
День матери |
||
Консультации |
Грипп не пройдет |
|
Когда у ребенка формируется совесть |
||
Памятки, буклеты |
По созданию благоприятной семейной атмосферы |
|
Жестокое обращение с детьми |
||
Декабрь
|
Папки-передвижки Наглядная информация |
К нам идет зима |
Новый год в кругу семьи |
||
Правила пожарной безопасности |
||
Консультации |
Безопасность ребенка в новый год |
|
Воспитание культурно-гигиенических навыков у
дошкольников |
||
Творческий семейный конкурс |
Лучшее Новогоднее украшение для группы |
|
Беседы |
Как правильно одевать ребенка зимой |
|
Чем занять ребенка в новогодние праздники |
||
Январь
|
Наглядная
информация Папки-передвижки |
Когда на улице снег (игры зимой) |
Ребенок и мир вокруг него |
||
Ребенок и вредные привычки родителей |
||
Консультации |
Безопасность зимних прогулок |
|
Развитие мелкой моторики в быту |
||
Спорт и дети |
||
Чем занять ребенка дома |
||
Фотогазета
|
Как мы всей семьей катались на лыжах, коньках,
санках |
|
Родительское
собрание |
Роль семьи в воспитании дошкольников |
|
Февраль
|
Наглядная
информация Папки-передвижки |
Зимние витамины |
23
февраля |
||
Консультации |
Роль семьи в воспитании ребенка |
|
Папы разные нужны, папы разные важны |
||
Осторожно, гололед! |
||
Памятки,
буклеты |
Вы с малышом идете в гости |
|
Памятка
для родителей по выбору мультфильмов |
||
Умница-красавица или воспитываем девочку
правильно! |
||
Из
мальчика в мужчину |
||
Март
|
Папки-передвижки Наглядная
информация |
Весна |
8
марта |
||
Традиции и обряды русского народа |
||
Масленица |
||
Консультации |
Народная игрушка |
|
Книжки в вашем доме |
||
Роль
дыхания в процессе речи |
||
Беседы |
Как одевать ребенка весной |
|
Апрель
|
Наглядная
информация Папки-передвижки |
День смеха |
День космонавтики |
||
Как
рассказать ребенку о посте месяц Рамадан |
||
Консультации |
Ум на кончиках пальцев |
|
Что такое? Кто такой? (о роли загадок в воспитании
детей) |
||
Юмор в воспитании |
||
Самооценка ребенка |
||
Сон как важная составляющая режима дня |
||
Беседы
|
Ябеда |
|
Если ребенок левша |
||
Синдром весны (о весенней депрессии у детей) |
||
Памятки,
буклеты |
Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами
пожарной безопасности! |
|
Май
|
Папки-передвижки Наглядная
информация |
День Победы. Что и как рассказать ребенку? |
Дети
и спорт |
||
Показатели
успешного обучения ребенка в средней группе |
||
Лето
|
||
Консультации |
Если в доме животные |
|
Оказание первой медицинской помощи |
||
Родительское
собрание |
Как повзрослели и чему научились наши дети за этот
год. Организация летнего отдыха детей |
|
Фотовыставка
|
Из жизни нашей группы |
|
Беседы
|
Страх воды у детей |
III. Организационный раздел.
3.1. Планирование образовательной деятельности.
Для детей пятого года жизни непосредственно
образовательная деятельность составляет не более 11 занятий в неделю
продолжительностью не более 20 минут (всего 3 часа 40 минут в неделю). Для
профилактики утомления детей занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными
занятиями.
Перерывы между периодами непосредственно
образовательной деятельности – не менее 10 минут. В середине времени,
отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физминутка,
которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия с
детьми, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально,
подгруппами, индивидуально.
Расписание образовательной деятельности.
Понедельник
|
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
1.
Познавательное развитие Ознакомление с окружающим миром |
1.
Познавательное развитие ФЭМП |
1. Художественно - эстетическое развитие Лепка/аппликация |
1.
Речевое развитие Развитие речи |
1.
Художественно - эстетическое развитие
Рисование |
2. Физическое развитие Физкультура в помещении |
2.
Познавательное развитие Конструирование |
2.
Физическое развитие Физкультура в помещении |
2. Художественно - эстетическое развитие Музыка |
2.
Физическое развитие Физкультура на прогулке |
|
3.
Художественно - эстетическое развитие Музыка |
|
|
|
2 занятия
|
3 занятия |
2 занятия |
2 занятия |
2 занятия |
Итого:
11 занятий в неделю
|
3.2. Организация режима пребывания детей в
образовательном учреждении.
Режим дня составлен с расчетом на 10-часовое
пребывание ребенка в детском саду. Образовательный процесс реализуется в режиме
пятидневной недели. Длительность пребывания детей в средней группе: с 7.30 до 17-30.
В детском саду разработан гибкий режим дня,
учитывающий возрастные психофизические возможности детей, их интересы,
потребности и индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые
предпочтения, характер и т.д.), обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий
с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические
условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в
летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке.
Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во
вторую половину – после дневного сна или перед уходом детей домой. При
температуре воздуха ниже -13°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность
прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре ниже -15°С и
скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и
физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед
возращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2 - 2 часа 20 минут.
Самостоятельная деятельность детей (игры, личная гигиена и др.) занимает в
режиме дня не менее 4 часов.
Общественно-полезный труд детей средней группы
проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов,
помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.п.). Его
продолжительность не превышает 20 минут в день.
Оценка эффективности образовательной деятельности
осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов
освоения Программы. В процессе мониторинга исследуются физические,
интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком,
бесед, дидактических игр и др.
Режим дня средней группы на 2020-2021 учебный год
(холодный период года)
Режим дня составлен с расчетом 10- часового пребывания
детей в детском саду.
Прием детей. Свободная игра |
7.30-8.30 |
Утренняя гимнастика. |
8.30-9.00 |
Подготовка к завтраку. Завтрак. Дежурство |
9.00-9.20 |
Утренний круг |
9.20-10.00 |
Игры, кружки, занятия, занятия со специалистами |
10.00-11.00 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. |
11.00-12.30 |
Возвращение с прогулки, игры, занятия |
12.30-12.40 |
Подготовка к обеду, обед, дежурство |
12.40-13.10 |
Подготовка ко сну, чтение перед сном, дневной сон |
13.10-15.10 |
Постепенный подъем, профилактические физкультурно-оздоровительные процедуры |
15.10-15.30 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.30-15.50 |
Игры, кружки, занятия, занятия со специалистами |
15.50-16.50 |
Вечерний круг |
16.50-17.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
17.00-17.15 |
Возвращение с прогулки, подготовка к ужину, ужин, уход детей
домой |
17.15-17.30 |
Режим дня детей средней группы (тёплый период года).
Прием детей. Свободная игра |
7.30-8.30 |
Утренняя гимнастика. |
8.30-9.00 |
Подготовка к завтраку. Завтрак. Дежурство |
9.00-9.20 |
Утренний круг |
9.20-10.00 |
Игры, кружки, занятия, занятия со специалистами |
10.00-11.00 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. |
11.00-12.30 |
Возвращение с прогулки, игры, занятия |
12.30-12.40 |
Подготовка к обеду, обед, дежурство |
12.40-13.10 |
Подготовка ко сну, чтение перед сном, дневной сон |
13.10-15.10 |
Постепенный подъем, профилактические физкультурно-оздоровительные процедуры |
15.10-15.30 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.30-15.50 |
Игры, кружки, занятия, занятия со специалистами |
15.50-16.50 |
Вечерний круг |
16.50-17.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка |
17.00-17.15 |
Возвращение с прогулки, подготовка к ужину, ужин, уход детей
домой |
17.15-17.30 |
3.3. Формы организации детских видов деятельности в
ДОУ.
Вид
деятельности |
Формы
работы |
Двигательная деятельность |
·
утренняя гимнастика, ·
подвижные игры с правилами, ·
народные подвижные игры, ·
игровые упражнения, ·
двигательные паузы, ·
спортивные пробежки, ·
соревнования и праздники, ·
эстафеты, ·
физкультурные минутки, ·
занятия в спортивном зале |
Продуктивная деятельность |
·
лепка, ·
рисование, ·
аппликация, ·
мастерские по изготовлению продуктов детского творчества |
Коммуникативная
деятельность |
·
беседы, ·
речевые проблемные ситуации, ·
составление рассказов и сказок, ·
творческие пересказы, ·
отгадывание загадок, ·
словесные и настольно-печатные игры с правилами, ·
ситуативные разговоры, ·
сюжетные игры, ·
речевые тренинги |
Трудовая деятельность |
·
поручения (в т.ч. подгрупповые), ·
познавательные опыты и задания, дежурства, ·
практико-ориентированные индивидуальные и
коллективные проекты, совместный (коллективный) труд |
Познавательно-исследовательская
деятельность |
·
наблюдения, ·
экскурсии, ·
решение проблемных ситуаций, ·
опыты, ·
экспериментирование, коллекционирование, ·
моделирование, ·
познавательно-исследовательские проекты,
дидактические и конструктивные игры. |
Музыкально-художественная
деятельность |
·
слушание, ·
исполнение, ·
игра на детских музыкальных инструментах, ·
ритмика и танцы, ·
музыкальные импровизации, ·
музыкально-дидактические и подвижные игры с
музыкальным сопровождением, ·
инсценировки, ·
драматизации, ·
занятия в музыкальном зале |
Чтение художественной литературы |
·
рассказывание, ·
чтение, ·
обсуждение, разучивание, ·
инсценирование произведений, ·
игры-драматизации, ·
театрализованные игры, ·
различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый
и др.). |
Игровая деятельность |
·
игровые ситуации, ·
игры с правилами (дидактические, подвижные,
малоподвижные, народные), ·
творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые,
театрализованные, конструктивные). |
3.4. Условия реализации Программы.
Предметно-пространственная среда является важным
фактором воспитания и развития ребенка.
Пространство в группе безопасное, здоровьесберегающее,
эстетически привлекательное и развивающееся. Мебель соответствует росту и
возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста
развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда
насыщенная, пригодная для совместной деятельности взрослого и ребенка,
самостоятельной деятельности детей, отвечающая потребностям детского возраста.
В основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому необходимо каждый раз
обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить
у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую
задачу.
В групповых комнатах созданы условия для
самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная
от мебели и игрушек.
Все предметы доступны детям. Подобная организация
пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия,
чередовать их в течение дня.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим
планированием образовательного процесса. В качестве центров развития выступают:
·
центр строительства
·
центр для сюжетно-ролевых игр
·
уголок для театрализованных (драматических) игр
·
центр музыки
·
центр изобразительного искусства
·
центр мелкой моторики
·
центр конструирования из деталей (среднего и мелкого
размера)
·
уголок настольных игр
·
центр математики
·
центр науки и естествознания
·
центр грамотности и письма
·
книжный уголок
·
уголок уединения
·
центр песка и воды
·
спортивный уголок
Развивающая предметно-пространственная среда выступает
как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. Вместе с тем,
определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее
стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования
(библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т.
п.). Материально – техническое обеспечение основной общеобразовательной
программы основывается на методических разработках к программе «От рождения до
школы» авторов Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Техническое
обеспечение, средства обучения и воспитания, игровой, дидактический материал -
на достаточном уровне.
3.5. Мониторинг усвоения программы воспитанниками.
Оценка становления основных (ключевых) характеристик
развития личности ребенка осуществляется педагогом в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста,
связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их
дальнейшего планирования).
Целью мониторинга освоения
образовательной программы является изучение качественных показателей достижений
детей, складывающихся в целесообразно организованных образовательных условиях.
Задачи:
1. Изучить продвижение ребенка в освоении универсальных
видов деятельности.
2. Составить объективное и информативное представление
об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.
3. Собрать фактические данные для обеспечения
мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных
областей и выражаются в параметрах его развития.
Педагогическая диагностика (мониторинг) направлена на
выявление освоения ребенком видов деятельности с точки зрения таких
показателей, как знания и
представления, умения и навыки.
Таким образом, в диагностических картах по
предлагаемым показателям оцениваются достижения ребенка в качественном
выражении, что реализует принципы мониторинга, определенные авторами программы
«От рождения до школы».
IV. Список
методической литературы
1. От рождения до
школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.- 6-е изд., доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
2. Гербова В.В.
Развитие речи в детском саду: Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд.,
испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
3. Помораева И.А., Позина
В.А.Формирование элементарных математических представлений: Конспекты занятий:
4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
4. Комарова Т.С.
Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5
лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
5. Дыбина О.В. Ознакомление с
предметным и социальным окружением. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е
изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
6. Соломенникова О.А.
Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2019.
7. Куцакова Л.В. Занятия по
конструированию из строительного материала в средней группе детского сада.
Конспекты занятий.— М.: Мозаика-Синтез, 2006.
8. Куцакова Л.В.
Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические
рекомендации: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010.
9. Лиштван З.В.
Конструирование: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение,
1981.
10. Пензулаева Л.И. Физическая
культура в детском саду: Конспекты занятий для работы с детьми 4-5 лет. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
11. Пензулаева Л.И.
Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
12. Абрамова Л.В., Слепцова
И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Средняя группа. 4-5 лет.
– 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
13. Петрова В.И., Стульник
Т.Д. Этические беседы с дошкольниками: Основы нравственного воспитания: Для
занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
14. Павлова Л.Ю. Сборник
дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7
лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
15. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми
2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
16. Борисова М.М.
Малоподвижные игры и игровые упражнения: Методическое пособие для занятий с
детьми 3-7 лет. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
17. Образовательная
деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе «От
рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) /авт.-сост. М.П.Костюченко,
С.Ф.Виноградова, Н.В.Рогачева. – Волгоград: Учитель.
18. Региональная
образовательная программа дошкольного образования Республики Дагестан. М.И.
Шурпаева, М.М. Байрамбеков ,У.А. Исмаилова , А.В.Гришина. Г.И.Магомедова.
18.Гусарова Л.Ф.
_ Занимательная математика. Махачкала 1992.
_ Гендерное воспитание в условиях дагестанского детского сада.
Махачкала 2013.
19 Тагирова Х.М. Отчий дом
.Махачкала.1998.
20 Магомедова Д.М.
Трофимова И захотелось мне узнать этот
мир Махачкала 2012.
21 Маммаева П.Х. Формирование экологической личности
дошкольника Махачкала 2012.