19.03.2019
Интегрированное занятие в старшей группе.
Тема: Путешествие на Таинственный остров.
Цель: расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни.
Задачи:
Образовательные:
расширить кругозор детей о морских обитателях, об их образе жизни; учить детей поддерживать беседу о морских обитателях, высказывать свою точку зрения; учить нетрадиционной техники рисования с элементами аппликации.
Развивающие:
развивать у детей интерес к живой природе; развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и разгадывать загадки; развивать самостоятельность, творчество детей.
Воспитательные:
учить проявлять дружелюбие; формировать бережное отношение к природным богатствам; формировать эстетическое представление при создании изображений и сюжетных композиций; вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение заниматься творчеством.
Оборудование: Презентация по теме, магнитофон, синяя краска, бумага, тарелочки с морскими обитателями, влажные салфетки, синильные проволоки.
Планируемые результаты: формулирует ответы на поставленные вопросы педагога по содержанию занятия; знает обитателей подводного мира; проявляет интерес к новым знаниям; выполняет творческую работу.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Словарная работа: обитатели моря, щупальца, батискаф.
Методы и приемы: наглядный (слайды, соответствующие тематике, содержанию, словесный (инструкция, пояснения, вопросы разного характера, информационно - рецептивный (рассматривание, показ, художественное слово).
Предварительная работа: беседа, чтение рассказов и интересных фактов о морских обитателях, рассматривание иллюстраций по теме «Подводный мир и картинок с изображениями морских рыб; отгадывание загадок; разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбки», рисование «Волшебный мир - подводное царство».
Ход занятия:
(Дети и педагог стоят на коврике)
1. Вводно - организационный. Вхождение в новый день.
Ребята, подарите улыбки друг другу.
Вот и начался новый день. А новый день - это значит открытие чего то нового, неизвестного. Вы хотите, узнать что - то новое и интересное?
Д: - Да.
В: - Замечательно, что вы хотите познавать тайны неизвестного.
2. Мотивация к деятельности.
(Стук в дверь. Почтальон принес письмо.)
- Ребята, что это?
Д: - Конверт.
В: - Верно, ребята, это конверт. А как вы думаете, что в конверте?
Д: - Письмо.
В: - Правильно, это письмо. А если мы внимательно посмотрим, мы сможем узнать откуда к нам пришло это письмо.
Д: - Да
В: - А как мы узнаем?
Д: - Нам его прислали с острова.
В: - А как вы узнали?
Д: - На конверте нарисован остров.
В: - Правильно, ребята, нам его прислали с острова. А что такое остров?
Д: - Остров - это кусочек земли в море. Остров - это земля окруженная водой.
В: - Молодцы! Остров - это часть земли, окруженная водой.
В: - Я предлагаю открыть конверт и посмотреть что там внутри. Какое странное письмо ребята, вместо букв и слов, здесь какие то символы.
Я предлагаю их разгадать. Поможете мне?
Давайте внимательно посмотрим на 1 картину, что здесь нарисовано.
Д: - Здесь нарисован мальчик.
В: - А, если внимательно посмотрим на 2 картину. Что здесь нарисовано
Д: - Остров.
В: - Ребята а на 3 картинке нарисован мальчик какой - то грустный, что с ним случилось?
А давайте рассмотрим 4 картинку?
Д: - Здесь нарисованы дети и они зачеркнуты.
В: - Давайте попробуем целиком прочитать. Здесь о ком говорится?
Д: - Мальчик живет на острове, ему грустно и у него нет друзей.
В: - Ребята, что же делать? Как ему помочь?
Д: - Надо отправиться в путешествие.
В: -А что бы добраться до острова нам сначала надо дойти до моря.
Пошагали ( шагают по кругу)
Вот песочек давайте пройдем его на носочках
А вот каменистая дорожка, давайте пройдем камушки на пяточках
Наша дорожка стала извилистой. давайте пройдем по ней друг за другом.
Ребята -Горка, побежали, бежим, бежим.
В: -Вот и мы добрались до моря.Слышите? Это шум моря.Давайте с вами подышим, прохладным морским воздухом. Вдох, выдох 3 раза.
Д: - Скажите, а на чем можно путешествовать по морю?
Д: - Лодке, катере, корабле, батискафе.
В: - Ребята, а как называется весь транспорт который вы перечислили?
Д: - Водный.
В: - Правильно, ребята! Я сегодня предлагаю нам отправиться на батискафе, чтобы наше путешествие было красочным, интересным и познавательным, чтобы мы много нового узнали и увидели.
3. Расширение имеющихся знаний.
Давайте занимать места в батискафе.
Итак, начинаем погружение. Закрываем глазки, возьмемся за ручки и считаем от 10 до 0.
Открываем глазки. Ой, ребята, посмотрите, кто это мимо нас проплывает?
Д: - Это рыбки.
В: - Верно, ребята, это стайка рыб проплывает мимо нас. Давайте посчитаем, сколько рыбок в стайке?
Д: - Восемь.
В: - Посмотрите, а чем рыбки отличаются?
Д: - Они разных размеров, у них разный цвет, разной формы.
В: - Правильно, ребята, у них разный цвет, размер и форма.
Ребята посмотрите какая большая рыба. Давайте внимательно рассмотрим ее и поиграем в игру.
Игра " Без чего же рыб не бывает?"
Отвечать нужно полным ответом. Я начну, вы продолжите.
Рыба не бывает без жабры.
Рыба не бывает без плавников.
Рыба не бывает без хвостов.
Рыба не бывает без рта.
Рыб не бывает без головы.
Скажите, а чем они похожи?
В: - Молодцы, продолжаем дальше наше путешествие.
Стая по морю плывёт,
Звук чудесный издаёт,
Любознательны, игривы,
С плавниками, но не рыбы!
Кто же это, ребята?
Д: - Дельфины.
В: - Правильно, ребята, это дельфины. Давайте посмотрим, какие они?
Д: - Добрые, игривые, ласковые, блестящие.
В: - Ребята, а вы знаете, что дельфины - это морские животные, а не рыбы. Они как и люди могут дышать воздухом, всплывая на поверхность время от времени. Их детки питаются молоком. Взрослые дельфины едят рыбу. А еще дельфины умные, могут разговаривать на своем языке. А еще дельфины лечат и спасают тонущих. Итак, идем дальше.
Вот так Чудо! Вот так Диво!
Зонтик жжётся как крапива.
Зонтик плавает в воде.
Кто это?
Д: - Медуза.
В: - Правильно, ребята, это медуза. А на что похожа медуза?
Д: - На зонтик, гриб, воздушный шар.
В: - Плавающие в морских водах медузы бесподобно красивы. Они почти прозрачны, потому что состоят из воды. Медуза обычно имеет форму зонтика или колокола. Медузы ядовиты. Точнее, ядовита не вся медуза, а только ее щупальца. Поэтому, столкнувшись с медузой, можно получить ожог
Вот огромный пароход
В океане он плывет
Без трубы и без винта
На спине его фонтан.
Кто это, ребята?
Д: - Это кит.
В: - Да, ребята, это кит! А вы знаете, что кит самый большой обитатель морских глубин.
Идем дальше.
А это ребята водоросли. Водоросли нужны на морском дне для того, чтобы маленькие рыбки прятались в них от хищников и питались ими.
Ну, теперь плывем дальше.
Ты со мною не знаком
Я живу на дне морском
Голова и восемь ног
Вот и весь я (осьминог)
Кто же это?
Д: - Осьминогов.
В: - Правильно, ребята, это осьминог. Ребята, а как вы думаете, почему его так называют?
Д: - Потому что у него восемь ног.
В: - Правильно. А вы знаете, что у осьминога мягкое тело. У него нет костей. Он питается рыбами, крабами, креветками.
Ой, ребята, смотрите, а что это мы видим вдали? Какие - то пакеты, мусор, бутылки.
Д: - Это туристы бросают мусор с корабля.
В: - Верно! Дети, а если мы с вами будем выбрасывать в воду мусор, грязную воду, потом все это осядет на морское дно, что тогда произойдет?
Д: - Тогда погибнут морские обитатели.
В: - А что нам нужно делать, чтобы морские обитатели не погибли?
Д: - Мы не должны засорять моря и океаны, беречь природу.
Физминутка:
Каспийское море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Каспийское море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
В: - Правильно, ребята! Плывем дальше! Ой ребята, смотрите, это же земля! Начинаем всплывать. Давайте возьмемся за руки и посчитаем от 1 до 10.
(счет от 1 до 10)
Ребята, наконец - то мы с вами добрались до острова. Посмотрите, как же здесь красиво. Но где же наши друзья?
(появляется чунга-чанга житель острова)
В: - Здравствуй. мы получили твое послание и приплыли тебе помочь. Скажи как тебя зовут?
Ч:- Здравствуйте, меня зовут Чунга-Чанга, я очень рад встречи и мне очень грустно одному на острове, останьтесь со мной навсегда
В: - Нет, наши друзья не могут навсегда с вами остаться. У нас дома остались мамы, папы. Они будут без нас скучать. Но ты расстраивайся, мы будем с тобой дружить, переписываться, будем общаться по скайпу.
Ч: - Ну, если вы не можете остаться, тогда у меня к вам просьба, нарисуйте, то что вы видели по пути на наш остров.
В: - Хорошо, Чунга - Чанга, мы с ребятами сейчас нарисуем и море и морских обитателей. И ты если хочешь можешь остаться и нарисовать с нами.
4. Практическая работа.
В: - Тогда пройдемте за столы, присядем. Ребята, море, морских обитателей мы с вами можем чем нарисовать?
Д: - Карандашом, фломастером, пальчиками.
В: - Правильно! Это замечательные способы рисования. А сегодня я хочу вас познакомить с новой техникой рисования. Это рисование мятой бумагой с элементами аппликации. Рисование мятой бумагой - это очень интересная и необычная техника рисования. Для этой техники нам понадобятся комочки мятой бумаги. Для этого мы должны подготовьте кусочки бумаги среднего размера, которые станут вашей «кистью». Скатываем или комкаем бумагу до нужного размера. Опускаем комочки в подкрашенную воду и ждем несколько секунд, пока они пропитаются цветом, а затем наносим на бумагу.
А еще перед вами лежат морские обитатели из синильной проволоки, которых мы видели в нашем путешествии. Давайте еще раз назовем всех обитателей.
Д: Дети перечисляют.
В: - Когда мы закрасим лист бумаги, мы будем наклеивать наших обитателей на лист. Но прежде чем начать нашу работу, мы должны размять наши пальчики. Ребята, повторяйте за мной.
5. Пальчиковая гимнастика.
Рыбка плавает в водица.
Рыбке весело играть.
Рыбка. рыбка шалуница
Мы хотим тебя поймать
Рыбка спинку изогнула
Крошку хлебную взяла
Рыбка хвостиком махнула
И быстро, быстро уплыла.
Вот мы и размяли наши пальчики. А теперь приступаем к работе. Вспомните, что я вам говорила. Берем листок бумаги и мнем его. Затем обмакиваем его в краску, немного держим и наносим фон на большой лист.
(дети выполняют фон)
У всех получился фон?
Д: - Да.
В: - Замечательно! А теперь на мокрый фон накладываем морских обитателей, которые лежат на тарелочках.
Закончили работу?
Д: - Да.
В: - А теперь возьмите влажные салфетки и протрите руки, а салфетки положите в тарелочку. А пока наши работы сохнут, я предлагаю станцевать зажигательный танец для наших новых друзей. Согласны?
Д: - Да.
В: - Выходите на танец.
6. Динамическая пауза.
(Танец под песню «Чунга - Чанга»)
7. Релаксация.
В: - Вот ребята, музыка заканчивается и мы с вами превращаемся в морских звездочек и ложимся. Представим, что мы лежим на морском дне, раскинули ручки, ножки и глубоко дышим. Вдыхаем через нос, выдох через рот. (5 - 6) Сейчас я посчитаю до 5 и мы опять превратимся в детей. Встаем. А сейчас я предлагаю взять свои рисунки в руки. Посмотрите, какие красивые у нас получились картины.
Ребята, Чунга - Чанга благодарит вас за такой подарок и приготовил для вас тоже сюрприз. Вот эту шкатулку. Давайте посмотрим что в ней. Ой, смотрите, что же это такое?
Д: - Это ракушки.
В: - Правильно, это настоящие морские ракушки. Спасибо Чунга-Чунга большое.Но нам надо уже возвращаться домой. До свидания. (дети прощаются)
В: - Ребята, чтобы нам вернуться домой, нам нужно посчитать до трех и покружиться. 1- 2 - 3 покружись и дома окажись.
(возвращение домой)
8. Рефлексия.
Ребята, вот мы с вами уже дома. Вам понравилось наше путешествие?
Д: - Да.
В: - А что вам понравилось?
Д: - Играть, рисовать, кататься на батискафе, путешествовать.
В: - А что нового узнали?
Д: - Что дельфины лечат, говорят на своем языке. Акула - хищная рыба. Кит - самый большой обитатель.
В: - А что самое интересное было в нашем путешествии.
Д: - Мы рисовали мятой бумагой.
В: - А с кем еще познакомились?
Д: - С Чунга-Чангой.
В: - Ребята, мне тоже понравилось путешествовать с вами. Вы такие молодцы! Вы отгадали все загадки. Вы знаете, что нужно беречь природу. Ну а сейчас можете отдыхать